Уроки сольфеджио онлайн для начинающих

Уроки сольфеджио онлайн для начинающих прочными родственными узами связаны с основами музыкальной грамоты, которая называет все элементы музыкального искусства, делая его одинаково понятным как маленькому школьнику, так и титулованному академику. Музыкальная грамота является пограничной зоной, в которой все красоты, которыми располагает музыка, переходят в обычные слова. А, следовательно, чтобы научиться грамотно и правильно петь (а именно с этой целью обращаются к сольфеджио, приписывая ему свойства чудодейственно эликсира, способного исцелить от неизлечимых недугов – отсутствия музыкального слуха, чувства ритма и, не дай Бог, грязной интонации) нужно знать что поешь. Уж так устроен наш мозг, что ему легче орудовать крупными блоками информации. И можно утверждать, что те теоретические сведения, которые дают ученикам уроки сольфеджио онлайн для начинающих, станут прочной базой для созревания первоклассного музыканта.

Итак, начнем с основополагающих категорий музыкального искусства, тех с которых оно собственно и начинается. И сегодня мы поговорим о его величестве Ладе. По мнению большинства авторитетных музыкантов – это самый древний и самый важный элемент музыкальной системы. Хотя, постойте, лад же и есть сама система, СИСТЕМА ЗВУКОВ. Обычно деткам я объясняю так: «Лад – это когда все звуки ладят между собой» (надеюсь, и Вам это определение придется по вкусуJ). Иными словами, лад – это ряд звуков. Смотрите как просто ЛАД-РЯД! А помните такую славянскую богиню весны, весенней пахоты и сева, покровительницу брака и любви Ладу. Она, как и лад в музыке – символ единства и гармонии. Выстраивается очень нехитрая цепочка – ЛАД – ЛАДА – ЕДИНСТВО – ГАРМОНИЯ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ и т.д. Это как игра продолжите ряд.

Смотрите, уже из этих простых логичных рассуждений, на поверхность всплывают такие характеристики лада, как единство звуков, их взаимосвязь, наличие взаимоотношений между ними (какие мы молодцы!  – опытным путем выводим все понятия). В переводе на музыкальный язык  – лад предполагает наличие функциональных связей между звуками его составляющими.

Но обо всем по-порядку. Вопрос, возникающий почти мгновенно: сколько звуков может входить в лад? Все просто – от 2-х до12, однако наиболее употребительными (чего уж там мелочиться – родными для нас) стали мажор и минор (или мажорное и минорное ладовое наклонение, натуральные мажор и минор) имеющие в своем активе по 7 звуков. Выделим три ладовые характеристики натурального мажора и минора:

1)    СТРОЕНИЕ (тоновое). Мажор – 2 тона – полутон – 3 тона – полутон, минор – тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

2)    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Мажор и минор имеют особую ладовую окраску. Так повелось, что мажору досталась сфера радостной, торжественной музыки, а минор взял под опеку сочинения грустные и драматические (хотя это далеко не аксиома).

3)    ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ СИСТЕМЫ. Каждый из семи звуков мажора и минора выполняет свою функцию в системе и за это был награжден названием. Назовем самые важные: тонику (I ступень) субдоминанту (IV ступень) и доминанту(V cтупень). На письме эти ступени обозначаются начальными буквами (T, S, D) или римскими цифрами.

Мажор и минор могут быть гармоническими, а минор еще и мелодическим. При гармоническом мажоре понижается VI ступень, при миноре – повышается VII ступень. В мелодическом миноре вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз знаки отменяются.

Несколько слов об истории явления. Лад был известен еще в  Др. Греции. Тогда, представьте себе, существовало аж 7 ладов: дорийский, лидийский, миксолидийский, фригийский, гиполидийский, гиподорийский и гипофригийский (каково же было музыкантам выучить эти названия!!!). Что самое интересное – каждому ладу приписывался особый характер – ЭТОС.

В средневековье музыкантам-ученикам не стало легче – к названным прибавилось еще 1, а потом и 4 лада (у средневековых ладов, которые называли модусами, и древнегреческих названия совпадают, но вот суть – нет).

Наконец в XVII веке мажор и минор вытеснили все это ладовое разнообразие, став у музыкального штурвала почти на три века. Но самое интересное началось в веке ХХ – тогда актуализировались все ладообразования, которые когда-либо существовали (а это перечисленные и не названные народные лады – гуцульский, подолянский, венгерская гамма и т.д.). Но и этого композиторам оказалось мало – они насочиняли еще кучу ладов (искусственные лады, например, Мессиана) с разным количеством знаков, к созданию которых применяли даже математические методы.

На этом все. Ставим Тонику. Надеемся  подобные теоретические уроки сольфеджио онлайн для начинающих будут для Вас не только полезными, но и крайне увлекательными!

При копировании,перепечатки материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.

https://urokimusic.com