Школа сольфеджио онлайн

Мы продолжаем наши теоретические уроки сольфеджио, которые предлагает школа сольфеджио онлайн. Они помогут Вам быстро и безболезненно сориентироваться в бескрайнем пространстве музыки.

Сегодня речь пойдет о ТОНАЛЬНОСТИ. Определение тональности весьма просто – это высотное положение лада (кто забыл, лад – это система звуков, звукоряд, элементы которого (ступени) находятся в определенных функциональных отношениях; лад бывает мажорным и минорным). Имеется ввиду, конечно, высота музыкального измерения, а не нашего, физического. Высокий звук – значит тонкий, а низкий – грубый (вот сейчас Вам разъясняю и волосы на голове дыбом становятся от этих «логически»-ассоциативных пар. А ведь хорошо, что школа сольфеджио онлайн предоставляет возможность студентам перечитывать материал мини-лекций если что-нибудь не понятно вдруг стало). Возвращаемся к нашим баранам. Если кто запутался, то высокий звук – это как птичка, а низкий – это как мишка (у меня и впрямь зоопарк, а не лекция получилась))))) Но музыка измеряется ведь не мишками с птичками, не метрами с килограммами, а нотами. Именно поэтому высота лада и определяется нотами. Формула проста:

НОТА+ЛАД

Например, до-мажор, ми-минор, си-мажор, ре-диез минор и т.д.

Тональности, соответственно, бывают мажорными и минорными.

Самое важное то, что все тональности отличаются знаками альтерации (ДИЕЗ, БЕМОЛЬ И БЕКАР), ну вернее не все, а парами. И эти пары, у которых одинаковые знаки называются параллельными тональностями (у них все звуки общие, только тоники разные). Найти их просто: от мажора спускаемся на 1,5 тона вниз, а от минора наоборот – движемся вверх на эти же 1,5 тона.

Так исторически сложилось, число тональностей ограничивается числом 24. Имеем 12 мажорных и 12 параллельных им минорных тональностей,число знаков в которых простирается от 0 до 12.

Каждая из тональностей даже своей персональной краской обладает, особым звучанием. Тональность ассоциируют с цветом: например, ми-мажору приписывают цвет синий. Именно поэтому очень часто произведения с водными названиями пишутся в Ми-мажоре. Многие композиторы обладают устойчивыми представлениями о цвете тональности, совпадающее, а порой и не совпадающее с мнениями других авторов. Такой феномен получил название ЦВЕТНОЙ СЛУХ.

Помимо этого тональность характеризуется и определенной эмоциональной характеристикой. Самая светлая – Ре-бемоль мажор (её очень Рахманинов любил за это), а тональностью смерти называют си минор (Высокая месса Баха написана в си миноре). Это явление получило наименование СЕМАНТИКИ ТОНАЛЬНОСТИ.

Для успешного дальнейшего продвижения по страницам музыкальной грамоты Вам нужно будет зазубрить (да-да, такие жестокие методы научения сохранились и по сей день) сколько знаков в каждой тональности. Но для этой цели существует магический квинтовый круг тональностей, о котором речь пойдет дальше.

На этом, уже по традиции, ставлю Тонику с Доминантой (ведь мы продолжим тему при следующей встрече).

Искренне надеюсь, что наша школа сольфеджио онлайн, оказалась Вам полезной!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.