Уроки пианино онлайн

Нахум Переферкович уже более тридцати лет преподает на джазовом отделении Иерусалимской Музыкальной Академии, а также в Израильском филиале колледжа Беркли (Berklee College of Music). Он выступал с джазовыми и блюзовыми артистами мирового уровня артистами такими, как Мемфис Слим, Д. Д. Бриджуотер, Бастер Уильямс, Чико Фримэн, Дельфио Марсалис, Olympia Band, Дэйв Либман, Рэнди Брекер, Эдди Даниельс, Дьюи Рэдман, Уолтер Блэндинг, Джо Ловано, Стив Гроссман, Борис Гаммер, Роман Кунсман, Вадим Вядро, Омер Авиталь, Петер Вертхаймер, Арни Лоуренц, Билли Харт.

Анкета преподавателя, автора статьи uroki-music.com Назначить занятия с этим преподавателем uroki-music.com

Среди его учеников много известных музыкантов, которые гастролируют и преподают в Европе, Америке и Канаде. Это пианисты Тамир Гендельман (звание Пианист месяца в США), Руслан Сирота (приз GRAMMY в рамках оркестра Стэнли Кларка), Хайл Кахтон (Каттон), Офер, Арик Найсберг, Арон Готфрид, Леонид Децельман; гитаристы Дэн Адлер, Морви Фербер; вокалистка Анабель Винд. Ученица Нахума Переферковича Алона Керен стала первым доктором музыковедения по джазу в Израиле.

Нахум Переферкович представляет отделение фортепиано в нашей онлайн школе. Он уже давно занимается дистанционным обучением. И вот на страницах нашего интернет-журнала онлайн школы urokimusic он решил поделиться своим опытом в некоторых вопросах, касающихся уроков пианино онлайн и джазовых моментов.

Как Вы пришли к тому, чтобы обучать дистанционно? Идея дистанционных уроков мне была знакома еще со времен, когда существовало кабельное обучение. Я лично никогда его не использовал, но читал о таком способе получения знаний. Это меня очень заинтересовало. И только, когда я начал пользоваться Скайпом (1.5-2 года), я оценил потенциальную пользу, которую можно извлечь из дистанционного обучения. Я обдумал, какими видами деятельности лучше всего заниматься на уроках пианино онлайн, и понял, что более продуктивной является работа над теорией, постановкой рук, решение вопросов по импровизации. Работать над звуком по Скайпу не так удобно, но реально. Я, например, сейчас тоже беру Скайп-уроки у немецкого преподавателя-пианиста. Кардинально перерабатываю свою технику. Работа по Скайпу выглядит, как работа через стеклянную дверь. Это все совершенно естественно. Коммуникационная связь между учителем и учеником остается на таком же уровне, как и при живом общении, что очень важно для эффективного получения знаний. Так что, дистанционное обучение – это колоссальный потенциал новых возможностей, особенно, когда будут решены проблемы временного несоответствия. Какие, на Ваш взгляд, основные плюсы дистанционного обучения? Если рассматривать фундаментально Скайп как новое явление нашей жизни – это дало совершенно новый ряд возможностей, которые необходимы в условиях современного бега жизни. Одной из таких является решение проблемы удаленности ученика и учителя. Раньше, чтобы навести какой-то контакт, нужно было потратить месяцы, а иногда даже годы. Это и переписки, и посылки, и поиски адресов. Сегодня, благодаря Скайпу и интернету, это очень просто. Получается такой парадокс: чем больше лет проходит с первого знакомства, тем легче найти друг друга. В прошлом это было наоборот – с глаз долой и с сердца вон. А сегодня это совершенно иначе. Исключительным качеством, которое отличает уроки пианино онлайн, является привычная обстановка для обеих сторон. И ученик, и учитель чувствуют себя комфортно, потому что они находятся дома. Момент уверенности становиться более устойчивым. Будучи у педагога дома, в школе, училище или консерватории, легко впасть в состояние неуверенности и зажатости, которое мешает процессу обучения. Там все такое академическое, большое. А здесь небольшая уютная комната, и мы собеседуем – я на своем привычном месте, а ученик на своем. Это очень хорошее психологическое условия для того, чтобы ученик понял материал, научился всем навыкам и прогрессировал в своем умении. Я думаю, это очень важный момент. Как правильно поместить камеру во время урока? Конечно, есть то, что нужно и желательно, а есть то, что есть. Желательно, чтобы была более, чем одна вэб камера. Потому что, когда речь идет о процессе игры на фортепиано, то должна присутствовать возможность видеть учителя и ученика со всех сторон – справа, слева, спереди. Изображение с одной камеры дает какое-то понятие о том, что происходит, но этого недостаточно. Любой пианист знает, если он сидит за клавиатурой, то должен видеть себя в зеркало, чтобы была возможность анализировать и исправить движения рук. Это зеркало в процессе онлайн уроков на пианино заменяют камеры. Конечно, наличие трех камер – это идеальный случай.

Не мешает ли классическое образование музыканту, который решил перепрофилироваться на джазового исполнителя? Я думаю, что если что-то и мешает, так это то, что джаз может протечь в классическое исполнение. И это тоже не очень хорошо. Такой поворот событий более вероятен. Потому что, джаз более активен в области артикуляции. Он гораздо ударнее. У меня были ученицы вокалистки, которые изучали оперное пение до уроков со мной. И оказалось, что в смысле техническом – использования вибрато и других особенностей, это совершенно противоположные вещи. В отношении фортепиано – это разница в звукоизвлечении. В классической игре отрицается ударность звука. Это первое условие. А в джазе этим условием является как раз ударность, потому что в каждом звуке должен быть барабан. Когда Вы начинаете изучать английский язык, то в вашем русском появляются англизмы. Такое же смешение, только в области стилей, происходит и при параллельном исполнении классики и джаза.

Какая должна быть база навыков практических и теоретических, чтобы можно было начинать заниматься импровизацией? Я многие годы посвятил себя джазовой импровизации. За неимением материалов, нужно было искать самому аккорды, типичные звучания, звуки, характерные гармонии. В последние годы я начал заниматься вопросами не только джазовой импровизации, но и начал поиск источников импровизации человеческой – театральной, так как считаю, что это связанно. Я неоднократно спрашивал у русских музыкантов-импровизаторов – с чего начинать? Что является триггером? Что побуждает людей импровизировать? Что для этого требуется? Чтобы начать импровизировать, нужно хоть в какой-то мере владеть инструментом. Самый первый инструмент, которым мы умеем пользоваться – это наш голос. А это значит, что начальные шаги в импровизации идут от исполнения голосом. Здесь для нас примером может служить то, как преподают музыку в Индии. Пока ученик прикоснется к инструменту, могут пройти год-два. Но присутствуя на своих и чужих уроках, он учиться петь все, что он слышит. Вот то, с чего нужно начинать обучение импровизации. И этот метод касается не только импровизации «вживую», но и в полной мере затрагивает уроки пианино онлайн.

Существуют ли какие-то подготовительные упражнения для импровизирования? Кроме упражнений голосом, подготовительными могут быть ритмические упражнения с участием ударных инструментов – разных видов перкуссий. Здесь мы должны брать пример с Африки. Потому что ритм и барабаны, как и все человечество, вышло именно от туда. И первые барабаны называются «talking drums» – «говорящие барабаны». А игра на них была не просто звуком, это был разговор. Теперь о ритме. От куда идет ритм? Он идет от языка. И мы опять возвращаемся – язык и ритм. Вот с чего нужно начать. В традиционной индийской музыке используется то, что и в джазе – скэт, то есть, проговаривание ритмических фигур. В зависимости от языка, используются слоги, характерные для него. Вот это и есть первые упражнения – чтобы были некоторые ритмические обороты, шаблоны. А на эти ритмические лекала можно потом уже «надеть» мелодические линии. Чтобы изучать их, не надо ни какой теории. Просто нужно ходить, двигаться, уметь танцевать и владеть языком. Вся теория в языке. Мы же все учимся говорить без учителей. И только через шесть лет мы идем в школу и изучаем теорию речи. А до этого ориентируемся исключительно на слух. В джазе то же самое. Приведенные выше упражнения – это начало пути в импровизацию любому начинающему музыканту – и ребенку, и взрослому. Первое, что я предлагаю сделать на первом уроке своим приступающим к импровизации ученикам – почувствовать ритм свинга. То есть, ходить под музыкальную запись. Иногда это меняет в исполнении ритма четвертями на рояле картину до неузнаваемости. Классический пианист в данном случае будет стремиться играть как можно точнее каждую четверть, приближая ритмическое исполнение к метрономной ровности. Но, на самом деле, ходьба – это не метроном. Он всего лишь измеряет одинаковые промежутки времени. После этого упражнения выходит совершенно другая игра. Вот это самое основное – ходьба. Ведь джаз начался именно с нее, с первых духовых оркестров, музыканты которых которые ходили.

Как Вы относитесь к метроному – считаете ли его использование в работе полезным? В каких именно моментах? Как на уроках в школе, так и в уроках пианино онлайн, игра с метрономом требует понимания, что он нам дает. Я уже сказал, что метроном – это машина, и его задача отмерять одинаковые промежутки времени. В жизни нет совершенно одинаковых промежутков времени. Я вам предлагаю походить с метрономом, чтобы понять, насколько он вас зацикливает и сдерживает. Вы не чувствуете себя с метрономом удобно. А начинающий пианист, который не привык работать под него, чувствует себя ужасно некомфортно. Он должен «влезть» в определенный интервал времени, что не дает ему свободно дышать. А свободное ритмическое дыхание сопровождается изменениями. Когда мы ходим, то шаги получаются разные – чуть длиннее, чуть короче. А удары метронома совершенно ровные и механические. Но, у этого приспособления есть очень важное для нас качество – это устойчивость. Мы можем на него облокачиваться и играть вокруг него, потому что знаем, что он устойчивый. В джазе это нужно, потому что есть ритмические тенденции, которые состоят с одной стороны из оттягивания назад, а с другой – с определенного энергического импульса вперед. И сочетать такую ритмическую агогику порой очень не просто. А метроном дает устойчивость и помогает ориентироваться в темпе. Теперь, что касается того, как выставлять метроном. Это нужно знать. Я не уверен, что в классической музыке метроном должен бить только на сильные доли – первую и третью. В джазе подчеркнутые, акцентированные доли – это вторая и четвертая. Это дает устойчивый акцент на слабые доли, и открывает пространство на сильных. Преимущество отдается слабым долям, потому что они, как бы приземляют, а сильные дают возможность драйву. Получается интересное явление: первая доля – вперед (начало движения); а вторая, как бы, забивает колышек; третья – вперед; четвертая – колышек. То есть, картина, типичная многим жанрам джаза. Что касается использования такого метода в классике, то он также продуктивен. В первую очередь, в результате появляется ритмическая устойчивость. Даже Паганини советовал подчеркивать парные доли.

В своей педагогической практике Вы используете различные вспомогательные инструменты, одним из которых является мелодика. Расскажите, пожалуйста, об этом инструменте, преимуществах его использования и результатах, которые принесла данная практика Я был одним из первых в Советском Союзе, кто записал околоджазовые пьесы на этом инструменте. Впервые услышав этот инструмент в 70 году, сразу загорелся им. Я использовал этот инструмент по случаю – в вечерних концертах или в записи вместо аккордеона. Но никогда не относился к мелодике как к сольному инструменту. Нужно было начать глубоко исследовать ее, чтобы убедиться в потрясающих качествах инструмента. Мелодика изобретена в 1950-х годах. То есть, в сравнении с другими инструментами, она еще новая. Для нее нет репертуара ни учебного, ни концертного. Мелодику используют как замену фортепиано, аккордеону, губной гармошке. Я назвал мелодику «middle of the road instruments». То есть, она инструмент «по пути». С нее можно начать общее ознакомление с инструментами и придти к конкретному виду – клавишному, духовому или ударному. На ней можно исполнить ритм любого музыкального жанра и стиля – будь то самба, свинг, танго. И, разумеется, на мелодике этому гораздо легче научиться, чем на ударных, потому что, мы владеем языком и дыханием лучше, чем руками. Особенно, это касается детей. Все изложенное проверенно на моем внуке. Он не имел ни каких навыков игры на музыкальных инструментах. А через пять уроков игры на мелодике, он не только исполнял безупречно детские песенки, но и начал импровизировать. Я со своими друзьями уже давно занимаюсь вопросом внедрения мелодики в детское музыкальное воспитание в общеобразовательных школах. Есть определенные материалы и наработки по обучению на данном инструменте. Этот вопрос был предложен к рассмотрению в Министерстве. В различных комиссиях нам говорил, что это довольно интересно, но «воз и ныне там». И, как оказалось, камнем преткновения в ее использовании является тот факт, что мелодика имеет все шансы вытеснить другие вспомогательные инструменты, как блок флейта. А она является более сложным в исполнении музыки инструментом, чем мелодика. То есть, люди поняли ценность и конкурентоспособность инструмента. И вот это, наверное, есть главной причиной. _________________________________________________ Но не стоит отчаиваться. Ведь наряду с уроками пианино онлайн, Нахум Переркович преподает много других музыкальных дисциплин, среди которых и обучение игры на мелодике. При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.