Уроки гармонии онлайн

Одной из самых сложных видов работ на занятиях по гармонии является игра модуляций. Кто не осведомлен, позволю себе разъяснить. Модуляции – это специальные учебные задания, которые представляют собой период из восьми тактов. Период этот состоит из двух предложений, первое из которых называется показом, а второе является собственно модулирующим, т.е. заканчивается в новой тональности. Суть модуляции – быстро сообразить, что к чему надо приравнять, чтобы перейти иную тональность. Конечно, в двух словах пояснить трудновато, но, надеюсь, суть вы поняли. Итак, наша задача – научиться быстро соображать. А уроки гармонии онлайн – прекрасная возможность усовершенствовать свое умение свободного поведения в любой тональность  с любым количеством знаков.

Самый главный вопрос, возникающий у студентов – «На кой, мне это надо? Я ж не теоретик». Такой подход крайне ошибочный и не дальновидный. Могу сказать, что вы начнете свободно «вращаться» в музыкальном произведении и «дойдете» до его сути только тогда, когда поймете ход гармонической мысли (проще – что куда модулирует). Это не только упростит понимание, но и облегчит запоминание разучиваемого опуса. А наши уроки гармонии онлайн начинают раскрывать свои секреты прямо сейчас.

Секрет номер один. Ничего не выдумывая назовем его «Первая степень родства». Все тональность состоят в определенных родственных отношениях. Чем больше у них общих звуков (читайте и знаков) – тем ближе тональности. Естественно самой близкой является параллельная тональность с тем же, ОДИНАКОВЫМ, количеством знаков.

Вообще существует 3-4 степени родства. 3-4 – это не приблизительно, просто разные музыковеды рассуждают по-разному. Я буду рассказывать вам в соответствие с Московской школой, т. е. по четырехстепенной шкале родства (их теория кажется более убедительной, да и к тому же у меня все-таки московские «музыковедческие корни» J).

Итак, к первой степени родства относят 6 тональностей. А теперь, внимание, запоминаем!!! По мажору: параллельный минор (VI ст.), субдоминанта и параллельная ей, доминанта и параллельная ей и гармонический минор (возникает ввиду появления VI низкой условно диатонической ступени). Например, по До мажору это – ля минор, Фа мажор-ре минор, Соль мажор-ми минор и фа минор. По-сути это все тональности, трезвучия которых строятся на ступенях гаммы основной тональности (II мин., III мин., IV маж.,V маж., VI мин.).

Теперь минор: параллельный мажор (III ст.), субдоминанта и параллельная ей, доминанта и параллельная ей и гармонический мажор (возникает ввиду появления V высокой условно диатонической ступени).  Например, по ля минору – это До мажор, ре-минор-Фа мажор, ми минор-Соль мажор и Ми мажор.

Видите как просто! Еще, дам вам подсказку, если забудете вдруг. Первая степень родства – это тональности, отличающиеся не более чем на 1 знак (диез или бемоль). Именно поэтому в них так легко модулировать: число общих аккордов просто зашкаливает))))

На этом, уже по традиции, ставлю Тонику.

Искренне надеюсь, что наши уроки гармонии онлайн, окажутся Вам прекрасным подспорьем в постижении музыкального искусства!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.