Уроки фортепиано skype

Частым вопросом на уроках фортепиано skype, который волнует особенно тех, кто только решил заняться джазом, является следующее: требуется ли основа классического фортепиано для исполнения джаза и неклассической музыки. Чтобы ответить на него, нужно заглянуть вглубь корней, которые откроют нам истоки джазовой музыки.

Анкета преподавателя, автора статьи uroki-music.com Назначить занятия с этим преподавателем uroki-music.com

История фортепиано в джазе примечательна тем, что в период зарождения последнего, фортепиано и джаз-оркестры существовали параллельно, но совершенно автономно. Рояль был сам по себе, а оркестры – сами по себе. Причин этому несколько. Вот некоторые из них: высокая стоимость инструмента и обучения на нем, которая во много раз превышала материальный потенциал афроамериканских музыкантов; невозможность транспортировать пианино вместе с ходячим оркестром (которые стали распространенны на Бродвее с 20-х годов); однако главной причиной была несовместимость культуры фортепианной игры второй половины XIX века с «дикими, варварскими» звуками первых джазовых оркестров, составленных из «слухачей»-самоучек. Диссонантность данного сочетания инструментов включала отсутствие традиций импровизации и техники исполнения блюзовых нот; но главное – это несоответствие принципов звукоизвлечения. Основа эстетики фортепианного звукоизвлечения – певучесть звука; именно возможность петь на клавишном инструменте способствовала вытеснению с пьедестала популярности клавесина роялем. Русская фортепианная школа особенно подчеркивала важность и фундаментальность вокализации рояля. Основатель ее А. Рубинштейн в своих фортепианных изысканиях посвятил много времени передаче на инструменте особенностей вокала итальянских певцов (бельканто). Этот же принцип является основным и в классических уроках фортепиано skype. Как это далеко от джаза! В нем на первый план выступает специфическое ощущение ритма (свинг) и полиритмика; ударный характер; грязные блюзовые звуки, основанные на интонациях речи и особенностях произношения английского языка афроамериканцами. Именно эта часть принципиально джазового звукоизвлечения далеко не всегда ясна даже профессиональным джазовым пианистам. Возникает неизбежный вопрос: насколько необходимы в фортепианном джазе технические и музыкальные основы исполнения классической музыки, требуются ли вообще (если учесть, что в истории джаза до сих пор известно немало самоучек, не получивших музыкального воспитания), и влияют ли на уроки фортепиано skype в частности. Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить историю создания фортепиано, его конструкцию, специально написанный для него репертуар, технические приемы игры; в конце концов, различные детально разработанные методики игры, что ставит ф-но на первое место среди музыкальных инструментов по обширности и детализированности методической литературы. Если сказать вкратце, то фортепиано было построено для классической музыки, техника игры на нем развивалась в тесной связи с классическим репертуаром. Отсюда вывод: чтобы овладеть инструментом, НЕОБХОДИМА КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА! Это положение так же, задевает уроки фортепиано skype. Другой вопрос: а как с джазом? Ведь нельзя играть, например, туше из Шопена в стиле бибоп – это будет звучать абсурдно, и есть этому примеры! Ответ: гибкость и приспособляемость техники игры опять-таки воспитывается на классической музыке. Ровно так же, как и умение фразировать и понимание принципов фразировки. А это в современном джазе требуется так же, как и в классической музыке. Специфические джазовые приемы звукоизвлечения – блюзовые ноты, звуки-призраки, свинг – не существуют в классике, и требуют особой отдельной работы. А специфическая артикуляция может основываться на приемах, извлеченных из богатого технического репертуара.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.