Уроки аранжировки

Изменения, которые происходят в музыкальном искусстве начала ХХІ века – возникновения новых художественных форм и музыкальных жанров с активным использованием синтеза разных художественных стилей и направлений; угрожающее распространение дешевой музыкальной продукции, «припудренной» электронно-студийными эффектами; малотиражное производство оркестровых и ансамблевых партитур для народных инструментов – все это не могло не коснуться и народной инструментальной музыки. Анкета преподавателя uroki-music.com Назначить занятие uroki-music.com Актуальным сегодня является тезис о распространении малых форм музыцирования с широким использованием образцов аутентичного фольклора, его художественное переосмысления, как средствами традиционного музыкального инструментария, так и экспериментальным соединением разных по своей природе (акустических и электронных) тембровых колоритов. Оперативное создание качественных и профессиональных партитур обработок народной музыки; распространение авторских произведений, которые рассчитаны на живое исполнение; запись студийных фонограмм или сочетания акустико-электронных средств в их реализации – все это стало насущной потребностью настоящего. В контексте условий народной инструментальной музыки аранжировка рассматривается нами как фактурная и структурная творческая обработка одноголосного народно-интонационного материала. Как молодое художественное явление, аранжировка лишь начинает исследоваться методистами-теоретиками и музыкантами-практиками. Поэтому преподавателям этой дисциплины придется чаще всего пользоваться учебно-методическими изданиям по композиции, среди которых пособия Н. Меснера, М. Гнесина, В. Руссо и другие. В данной статье хотелось бы очертить характерные особенности обучения аранжировке для студентов-народников исполнительских специальностей. Уроки аранжировки ставит перед студентами задачи, при решении которых, обучающиеся должны научиться упорядочивать (расписывать, придумывая фактуру) музыкальный материал (авторские пьесы, песни или обработки популярной или народной музыки) для разных составов ансамблей и оркестров. Кроме того, делать авторские обработки, компоновки пьес на основе использования образцов музыкального фольклора. Для этого они должны иметь обстоятельные знания в области ладо-интонационной и метро-ритмической структуры музыкальной ткани, владеть навыками развития мотива и формирования фразы, компоновки сомкнутых и разомкнутых построений, знать основы написания фактуры и уметь выстраивать драматургию формы произведения. То есть, пройти базовые курсы таких дисциплин, как сольфеджио, общего фортепиано, теории музыки, анализа музыкальных произведений, гармонии. Изучение курсов инструментоведения и инструментовки даст основные знания в разных областях музыкальных понятий, таких как тесситура, строй, приемы игры, штрихи, настройка музыкального инструмента, грамотное и гармоничное сочетания инструментов в сольных, ансамблевых и оркестровых формах. Это в свою очередь облегчит Уроки аранжировки . Современная техника исполнения аранжировки подразумевает владение компьютером и миди клавиатурой как необходимыми средствами для введения и использования звуковой информации с помощью программ Finale, Sibelius и др. Это позволяет не только интенсифицировать процесс обучения аранжировке, но и улучшить качество выполняемых работ. Также, это дает возможность значительно расширить спектр используемого музыкального материала – аудио-, видеозаписей и нотного текста с применением нотирования компьютерными программами типа Wavelab. Уроки аранжировки легче дается студентам с хорошо развитым внутренним слухом, с неатрофированными в результате многолетних занятий с готовым музыкальным материалом способностями к сочинению, варьированию, импровизации. По нашему мнению, такие способности чаще всего раскроют себя у музыкантов с хорошо развитым аудиальним слухом. Остановимся на этих понятиях подробнее. Аудиальний слух опирается на музыкально слуховой опыт человека. При этом алгоритм действий музыканта определяется такими позициями: – источник звучания – слух, память – воссоздание (подбор) на инструменте – воспроизведенное звучание Приведенная схема соответствует игре по слуху – без нот, и опирается, по утверждению В.Мартинова, лишь на аудиальний опыт музыканта, где доминирует слух и память. В таких условиях естественно нарабатывается умение сопоставлять раньше услышанное с тем, что звучит в данный момент, корректировать это умение, изменять, варьировать, подключая свой слуховой опыт. Отдельные исполнители в таких условиях развивали способности к импровизации, компоновке формы фольклорной композиции. Этот слух возник, развивался и был безальтернативным в эпоху устной музыкальной культуры. С появлением пятилинеечной системы нотной записи (в Украине это совпадает с эпохой Ренессанса XVII – XVIII ст.) между звуком и слухом появляется посредник – знак. Схема приобретает иной вид: – нотная запись – зрение, память, слух – выполнение на инструменте – воспроизведенное звучание Для того чтобы что-то сыграть, не обязательно это услышать, достаточно увидеть ноты. С использованием нотного текста нагрузка на слух и память исполнителя существенно уменьшается, ограничиваясь лишь коррекцией чистоты интонирования (на нетемперируемых инструментах), динамики, артикуляции и темпа исполняемого произведения. В противовес этому при игре по нотам активизируется визуальный фактор. Это позволяет охватить взглядом в нотном тексте одновременно несколько частей произведения, сравнить и установить между ними тождественность или разницу, при этом, практически не привлекая слух. Здесь уже не может идти речи о сочинении и варьировании услышанного раньше, поскольку все уже зафиксировано. От исполнителя требуется лишь точно это выполнить. Таким образом, игра по нотам, по своей сути, требует большего участия рационального мышления, в отличие от устной (фольклорной) культуры, где доминирует креативное. Следовательно, для более эффективного обучения аранжировке, перед желающими появляется необходимое условие – овладение аудиальним мышлением. Исполнители на народных инструментах эту проблему могут решить тремя путями: – развитие способности игры по слуху параллельно или даже до освоения нотной грамоты, с первых занятий музыкой; – развитие интонационного, ладового, гармонического слуха без развития умения игры по слуху; – возвращением к игре по слуху в зрелом возрасте. Практика показывает, что результативность третьего пути – низкая. Студент, который привык мыслить, опираясь на информацию, поданную нотными знаками, очень трудно, неохотно и с боязнью отрывается от «нотного берега» и заставляет себя выполнять музыку лишь на основе услышанного. В таких случаях часто наблюдается недостаточный уровень владения сольфеджио (чувство интервалов, созвучий, аккордов) и гармонией. И даже интенсивные занятия этими предметами не дадут желаемого результата. Это связанно с тем, что для обучения аранжировке необходима фантазия. Ведь именно она является неотъемлемая составляющая аудиального мышления, которое развивалось длительное время. При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.