Нотная грамота онлайн

Приветствую вас уважаемые читатели! Я продолжаю цикл своих познавательно-развлекательных статей по теории музыки, объединенных в рамках проекта «Нотная грамота онлайн». Пожалуй, темы для беседы в этой области никогда не исчерпаются, ведь музыка – она не стоит на месте, она развивается также стремительно, как, к примеру, биоинженерия, ядерная физика или нанотехнологии. Только к счастью на музыке не стоит гриф «совершенно секретно», поэтому я рада снова и снова посвящать вас в её тайны.

Развитие музыки шло постепенно от простого к сложному. И это можно проследить на примере эволюции аккорда. С чего все начиналось? Вначале был звук… Вернее просто отдельные звуки. Связанные последовательно,  звуки образовывали мелодии.

Затем, начали петь в два голоса, и оказалось, что это не менее красиво, чем одноголосие! Были открыты двузвучия – интервалы. Но так как это происходило в церкви (ведь профессиональная музыка именно там нашла пристанище) было наложено множество запретов – что можно, что нельзя, после какого интервала можно брать следующий, после какого – запрещено.

После, уже веке в шестнадцатом, где-то в эпоху Возрождения, оказалось, что три звука звучат очень даже слаженно и в музыку вошли трезвучия – мажорные и минорные, которыми в дальнейшем пользовались и Бах, и Моцарт и Бетховен.

Немного позднее, к трезвучиям добавили еще один звук сверху и получили четырехзвучия – септаккорды, которые на удивление отлично вписались в музыкальную палитру романтизма. В веке двадцатом, когда мир поменялся кардинально, в музыку вошли и новые созвучия. Так, к трезвучиям и септаккордам стали в буквальном смысле «прилепляться» разные звуки, придавшие созвучиям пикантности и остроты. Например, вместе с трезвучием до-ми-соль можно взять фа. Будет называться трезвучие с квартой.

Апофеоз аккорда наступил позже. В творчестве американского композитора Коуэлла, изобрётшего кластеры – странные созвучия, в которых звуки берутся сразу и вместе. В переводе это слово означает «гроздь», «скопление». Звучит это очень странно, но забавно. Попробуйте сыграть – вам понравится. Весь прикол в том, что его, кластер можно играть, в принципе, любой частью тела – ладонью, локтем, да хоть носом, если удастся, конечно)))) Предлагаю послушать пьесу Коуэлла «Тигр» и насладиться звучанием музыкальных «гроздей».

Вот такой получился у нас обзор. На этом все. Надеюсь, моя статья из курса «Нотная грамота онлайн» была для вас познавательна и интересна.

Назначить занятия с  преподавателем uroki-music.com

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.