Музыкальная грамота

Кто такой музыкант? Композитор ли, исполнитель ли?… Как по мне, музыкант – это разносторонняя творческая личность, которая сочетает в себе талант исполнителя, мастерство композитора и проницательность музыковеда. Но прежде всего музыкант – «универсальный солдат», который «справится» с любой творческой задачей (и даже не обязательно музыкальной). Это остается аксиомой даже если музыка не стала Вашей профессией, а является всего лишь увлекательным хобби, так бережно и со вкусом обустраивающим Ваше сокровенное «духовное пространство». Уникальность музыки состоит и в том, что это одновременно и искусство и наука. Соответственно, музыкант – еще и немного ученый. А ученые оперируют чем? – правильно понятиями, специальными терминами. Именно этим сектором музыки и заведует музыкальная грамота, переводящая музыкальный язык на язык простых смертных :).

Естественно, что музыкальных понятий, которыми располагает музыкальная грамота – огромное множество, и каждый из них требует детального рассмотрения. Однако сегодня я хочу рассказать о  характерных интервалах. К группе характерных относятся 4 интервала: увеличенная секунда (ув.2), уменьшенная септима (ум.7), увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.5). Характерными они называются не потому, что обладают каким-то особым характером (хотя, безусловно, этого у них тоже не отнять). Все намного прозаичнее: характерные, потому что эти интервалы появляются на ступенях гармонических ладов. Проще – данные интервалы характерны для гармонических ладов.

Вы помните, что в гармоническом мажоре понижается VI ступень, а в гармоническом миноре – повышается VII ступень. Именно благодаря этим изменениям появляются новые интервалы, в состав которых, естественно всегда будет входить альтерированная гармоническая ступень.

Дальше Вам нужно просто запомнить, что ув.2 и ум.7 строятся на одинаковых ступенях как в мажоре, так и в миноре. Итак, ув. 2 – на VI (только в мажоре она является пониженной), а ум.7 – на VII (соответственно в миноре – повышенной). Разрешаются: ув. 2 звуки расходятся в ч.4, а ум.7 – сходятся в ч.5.

Ув.5 в мажорестроится на VI пониженной ступени. Разрешается – верхний звук на месте, нижний – вниз в б.6. Ум.4 – на III ступени. Разрешается в м.3 (нижний на месте, верхний – вниз).

В миноре ув.5 строится на III ступени. При разрешении в м.6 верхний голос идет вверх, нижний стоит на месте. Ум.4 строится на VII повышенной ступени. Разрешается в б.3. путем ведения нижнего голоса вверх, при неподвижности верхнего.

На этом все. Ставлю Тонику. Надеюсь, что наша музыкальная грамота будет для Вас очень полезной и крайне увлекательной!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.