Музыкальная грамота для начинающих

Начинать любое дело всегда сложно. Я вот всегда с интересом, но вместе с тем и с опаской вглядываюсь в горизонты нового. Порой закрадывается мысль «а вдруг не получится?.. а если… вдруг не…». Но я предлагаю гнать прочь эти нелепые сомнения и прямо сейчас без отлагательств начать то, что вы уже долго собираетесь начать. Как говорят йоги, лучше пережить, чем избежать: только тогда наградой Вам станет драгоценный опыт.

 А в свою очередь и с вашего позволения тоже начну сегодняшнюю онлайн лекцию, которая проводится под эгидой проекта «музыкальная грамота для начинающих». Давайте поговорим об интервалах натурального мажора и минора. Тема эта достаточно тривиальная, однако почему-то именно она становится камнем преткновения начинающих музыкантов. Начнем с построения интервалов на ступенях мажора и минора.

ИНТЕРВАЛ

В МАЖОРЕ

В МИНОРЕ

(натуральном)

б.2

на I II IV V VI

на I, III, IV, VI, VII

м.2

на III и VII

на II и V

б.3

на I, IV, V

на III, VI, VII

м.3

на II, III, VI. VII

на I, II, IV, VII

ч.4

на всех, кроме IV

на всех кроме VI

ч.5

на всех, кроме VII

на всех кроме II

б.6

на I, II, IV, V

на III, IV, VI, VII

м.6

на III, VI, VII

на I, II, V

б.7

на I, IV

на III, VI

м.7

на всех, кроме I, IV

на всех, кроме III, VI

Отправной точкой наших рассуждений о разрешении интервалов на ступенях мажора и минора в курсе «Музыкальная грамота для начинающих» послужит понятие устойчивых и неустойчивых ступеней. Припоминаете? В гамме I, III, V ступени являются устойчивыми, а остальные – неустойчивыми (прошу не путать с главными и побочными ступенями). Главные ступени не требуют разрешения, так как они являются опорой лада. А вот неустойчивые – напротив стремятся перейти в устойчивые, и это называется разрешением. И в мажоре и в миноре II, IV, VI разрешаются вниз (преобладает нисходящее тяготение)  в ближайшую устойчивую, а VII (в гармоническом миноре повышенная) – разрешается вверх.

Это же правило срабатывает и при разрешении интервалов на ступенях гаммы. Технология проста: строим интервал, определяем какие в нем звуки устойчивые (для удобства их не закрашиваем при написании), а какие неустойчивые, т. е. требуют разрешения (их замалевываем). Если два звука неустойчивых, то разрешаем оба путем ведения их на секунду вниз в ближайший устойчивый. Например, по До мажору терция ре-фа: оба звука неустойчивые. Ведем каждый из них вниз, получаем разрешение до-ми (оно является предпочтительным ввиду естественного нисхождения). Или квинта до-соль: оба звука устойчивые, ничего не меняем. Или секунда фа-соль. Соль – устойчивый, остается на месте, фа – переходит вниз. Получаем в качестве разрешения терцию ми-соль.

На этом все. Ставлю Тонику. Надеюсь, что наша музыкальная грамота для начинающих  будет для Вас очень полезной и крайне увлекательной!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.