Методика сольфеджио

Итак, вы поняли, что без сольфеджио вам не обойтись и чтобы стать хорошим музыкантом вам так или иначе придется столкнуться с огромным количеством интервалов, бесчисленным множеством аккордов, выучить знаки в тональностях, перепеть (или как мне подсказывает великий компьютерный Исправитель ошибок – “перепреть”, так как слова “перепеть” нет, на крайний случай – “перепить”)))) миллион  номеров (одноголосных, двухголосных, трехголосных), хорошенько помучиться со слуховыми анализами. Но главное на этом этапе – выбрать правильную методику сольфеджио, ведь с паровоза на полпути не сиганешь, а если и удастся остаться в живых и не забросить все на … шкаф, то вы вынуждены будете вернуться на первую станцию и начинать сначала. Конечно, начинать во второй раз – легче, но не у всех хватает духа.

Но прежде чем выбрать методику сольфеджио, нужно ознакомиться со всеми доступными. Дабы облегчить вам жизнь, я приготовила краткий обзор методик сольфеджио, который и хочу представить в этой статье.

Разделим методики на 2 большие группы: традиционные и авторские. Традиционной для русскоговорящего населения является методика сольфеджио, созданная в далекие советские времена. Писала ее некая Е. Давыдова и команда других авторов (Запорожец, Барабошкина). Именно на их книгах по сольфеджио, распределенных по классам, и выросло не одно поколение музыкантов. В чем прикол этой системы: развитие музыкального слуха (всех его составляющих) посредством ряда упражнений – интонационных (пение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука), пение одноголосных номеров, чтение с листа, пение двухголосия, написание диктантов, слуховой анализ. В общем, такая себе тоталитарная система добросовестного натаскивания, с применением силы. Иначе –  семь лет исправительных работ в школе строго режима :))) Сама прошла эту систему и с ответственностью заявляю о её продуктивности. Современные попытки сдвинуть с места данную программу ни к чему не приводят: получаются вариации на тему, не более (книги Абелян Л. Забавное сольфеджио, Абрамовской-Королёвой В., Вакуровой Н., Моревой Ю. Сольфеджио, тетради Калининой).

Другое дело методики, которые с самого начала построены на иных принципах. Это – комплексы развития музыкальности З. Кодая или К. Орфа. Методика сольфеджио венгерского композитора, фольклориста и педагога З. Кодая строится целиком на народной музыки и включает показ звуков при помощи жестов (релятивная система). Особенно подходит для маленьких деток, которые только начинают осваивать музыкальную грамоту.

Методика сольфеджио немецкого композитора  К. Орфа или орф-педагогика была основана и развита в содружестве с Г. Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-шульверк или Орф-подход соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры: используется элементарная форма ежедневной деятельности в целях обучения музыкальному творчеству. А еще орф-педагогика известна использованием на уроках самых разнообразных шумовых инструментов.

В основу методики Э. Жак-Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Музыка таким образом познается через ритм и движение, а тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыки.

Наконец, методика развития музыкальных способностей японского доктора Судзуки заключается в том, что начинать развивать музыкальность ребенка следует очень рано – с 2-4 лет. Причем имеются ввиду полноценные занятия на инструменте, индивидуально и в группах  (и это-то в 2 года!!!).

Можно продолжать обзор методик сольфеджио еще долго, но вывод, напрашивающийся самим собой – один. Сольфеджио заниматься стоит! Если вы начинаете осваивать музыкальные просторы в зрелом возрасте – выбирайте обычную классическую схему. Если же подыскиваете что-то для деток, то подумайте над иными предложениями. Возможно они вас заинтересуют.  

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.