Лекции по гармонии онлайн

«Лекции по гармонии онлайн» рады приветствовать Вас! Сегодня у нас припасена интересная тема – «Септаккорды».

Септаккорды – вещь коварная! Судите сами, не углядишь за какой-нибудь септимой-вредительницей и куча ошибок в задаче тебе гарантировано. Прямо-таки жизни нет от этих септаккордов. Наверное, поэтому мои студенты-то и избегают септаккордов всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Ну, максимум применят какой-нибудь D7 в районе каданса и его обращения в проходящих оборотах. А от остальных септаккордов шарахаются как черт от ладана. Ну и зря! Ведь как раскрашивается гармоническая вертикаль хотя бы при замене обычной субдоминанты септаккордом второй ступени. Я уже молчу о побочных септаккордах, которые открывают дорогу в мир богатейшей, пряной, чувственной джазовой и блюзовой гармонии, которая мало кого оставит равнодушными. Именно поэтому в курсе «Лекции по гармонии онлайн» я беру на себя ответственность за пиар-кампанию септаккордов.

Поговорим о соединении септаккордов. Собственно, базовым вариантом является соединение II7 и D7 и их обращений, так как большая часть сопряженных септаккордов выстраивается именно по этой, кварто-квинтовой модели соединения.

Нормы голосоведения. Септима и квинта II7 идут поступенно вниз, а прима и терция остаются на месте, являясь ОБЩИМИ. Тут есть одно волшебное правило перехода, действующее железобетонно, если септаккорды находятся на расстоянии кварты или квинты. Это – правило креста. Запоминаем:

7

2             ←  ↑ →            6/5

4/3

То есть, II7 идет в D43 и наоборот, II65 в D2 и наоборот. И если вы соблюдаете это правило, то получаете правильное последование двух подготовленных диссонирующих созвучий.

Возможен вариант перехода II7 в неполный D7. В таком случае бас идет скачком от примы II7 к септиме D7.

По такой модели мы можем соединить любые два септаккорда, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении. Обычно они встречаются внутри секвенций и называются секвенцаккордами (хотя Вы конечно можете применять их вместо трезвучий тех же ступеней). И здесь, повторюсь, септима и квинта опускаются на ступень  вниз, а остальные голоса стоят на месте, превращаясь в септиму и квинту второго аккорда. При соединении двух септаккордов в основном виде прима может идти скачком вверх на кварту. В соответствие с правилом креста наблюдаем чередование септаккордов с терцквартаккордами, квинтсекстаккордов с секундаккордами. Полные основные чередуются с неполными основными.

Если имеете дело с секвенцией, то последний септаккорд может оставаться брошенным, т. е. без разрешения.

На этом, уже по традиции, ставлю Тонику. Удачных Вам гармонизаций!

Искренне надеюсь, что наши лекции по гармонии онлайн, окажутся Вам полезными!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.