Балалайка Skype

Приветствую всех любителей-балалаечников на страницах своего очередного литературного очерка, посвященного приемам игры на балалайке в рамках проекта «Балалайка Skype» от нашей онлайн школы Urokimusic. Сегодня хочу представить вам такой прием, как «бряцанье». Забавно, не так ли? Но, как бы не было смешно, это – один из основных способов игры на балалайке. Давайте обратимся к толковому словарю. Что же такое это «бряцанье» и как это «бряцать»? (Ведь названия не возникают просто так и, возможно, разобравшись в сути явления, вы поймете, как его нужно играть). Итак, бряцать – архаизм, то есть слово, вышедшее из употребления. Бряцать, значит издавать разные металлические звуки ударами твердых предметов. Интересно, что первый пример из словаря связан с … кандалами: «бряцали кандалы». И лишь второе значение глагола «брацать» – играть на струнном инструменте, ударяя по струнам кончиками пальцев. Здесь мы находим более поэтичный пример применения термина из лирики Пушкина «Поэт по лире вдохновенной рукой рассеянной бряцал». Полезно будет узнать, что есть и  третье значение слова – в литературной  практике словосочетание «бряцать оружием» в переносном смысле означает грозить войной. Но, отложив пушки в сторону)))), лучше плавно перейдем собственно к балалаечному бряцанью, которому вас обучат в курсе «Балалайка Skype».

Итак, бряцанье – это ритмизованные удары по всем струнам указательным пальцем правой руки поочередно вниз и вверх с участием предплечья и кисти. Обозначается в нотах этот прием так: ПV или перечеркнутой косой черточкой ноткой.

Для того чтобы правильно «бряцать» нужно поудобнее расположиться (в данном случае крыловское «А вы, друзья, как ни садитесь; всё в музыканты не годитесь», как видите, не срабатывает))))). Плечо должно  быть в районе верхнего угла балалайки, а локоть находиться на расстоянии ладони от бедра  – в итоге, ваша кисть в согнутом положении должна находиться над струнами.  Но не выворачивайте кисть! Она должна изгибаться естественно. Теперь о пальцах: указательный палец находится в естественном чуть согнутом положении (он у нас рулевой!), большой у второй фаланги указательного (тоже как бы в естественном расслабленном положении), остальные пальцы подгибаются, но не прижимаются к ладони.

Чем бряцать мы разобрались. Теперь поговорим о том, куда бряцать)))). Ударять по струнам нужно в том месте, где звук будет наиболее ярким – между 17 и 22 ладом. Удар производится с небольшим наклоном к первой мелодирующей струне, указательный палец при этом соприкасается со струнами боковой частью ногтя. Захват струн же происходит его же подушечкой.

При извлечении звука  у вас активнее всего должно работать предплечье – оно легким движением поднимается вверх, а затем делается резкий рывок вниз, увлекающий за собой кисть и указательный палец. То есть вы как будто бросаете кисть на струны сверху. Когда же делаете второе движение руки вверх – то осуществляется удар по струнам снизу. Когда рука идет вниз – осуществляется расслабление, вверх – напряжение. Кисть при этом остается относительно пассивной.

На этом разрешите откланяться. Надеюсь, что наш  курс «Балалайка Skype» будет для вас приятным и полезным времяпрепровождением.

Хорошего настроения и заудального «бряцанья»!

Назначить занятия с  преподавателем uroki-music.com

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт https://urokimusic.com обязательна.