Аппликатура для флейты

Термин «аппликатура» в переводе с латинского «applico» значит: прикладывать, прижимать.
При исполнении музыкального материала на флейте, руки музыканта должны быть неподвижны. Заметное со стороны движение должно осуществляться только пальцами рук исполнителя. При этом сразу необходимо уточнить, что любые лишние движения совершаемые флейтистом во время игры на инструменте, в значительной степени снижают качество исполнительской техники.
Существуют профессиональные рекомендации, способствующие более эффективному применению аппликатуры во время исполнения музыкального материала на поперечной флейте.
Когда игра осуществляется в первой или второй октаве ноту «фа-диез» гораздо лучше брать четвертым пальцем, так как исполнение этого звука третьим пальцем делает звук флейты тусклым, нарушающим ровность тембрового звучания исполняемого звукового ряда. Исполнителю необходимо помнить, что при последовательном сочетании в быстрых темпах звуки «фа-диез» и «ми» извлекать «фа-диез» лучше третьим пальцем. Такая технология обеспечивает чистоту исполнения, исключая возможность возникновения посторонних призвуков.
Звук «фа-диез» также лучше брать третьим пальцем если далее требуется извлечь звук «си» – третьей октавы или наоборот, после «си» – третьей октавы необходимо извлечь звук «фа-диез». Данная технология устраняет необходимость осуществлять скольжение четвертого пальца от основного клапана на рычаг предназначенный для исполнения трелей, посредством которого извлекается звук «си-бемоль» – третьей октавы.
Очень внимательно следует осуществлять исполнительский прием при извлечении звука «си-бемоль» первой и второй октавы. Для этого существует три способа:
1.Посредством использования большого пальца левой руки;
2.Посредством нажатия клапана «фа» указательным пальцем правой руки;
3.Посредством нажатия на дополнительный рычаг, который находится немного выше клапана «фа».
При исполнении музыкальных материалов тональности которых содержат ключевые знаки до пяти бемолей включительно, звук «си-бемоль» следует брать большим пальцем левой руки. Когда по нотному тексту этот звук является нотой «ля-диез» его надо извлекать посредством указательного пальца правой руки. Такая технология применяется в тональностях имеющих от пяти до семи диезов включительно.
Если звуки «соль» или «соль-диез» требуется исполнять при последовательном извлечении звука «ля-диез», данный переход вверх или вниз следует осуществлять посредством применения добавочного рычага предназначенного для воспроизведения звука «ля-диез», это необходимо для сохранения чистоты интонации и звука. Такая рекомендация не означает, что без применения добавочного рычага исполнение не возможно. Использование упомянутого выше рычага, создает дополнительное удобство для техники исполнения. Бывают ситуации, когда при игре какого либо музыкального материала, нет возможности обойтись без применения добавочного рычага, применение которого обеспечивает тембровую и интонационную чистоту исполняемого звукового ряда.
Звук «си-бемоль» следует уметь извлекать двумя способами. Главным образом, для извлечения этого звука, используют основную аппликатуру с нажатием первого трельного рычага. Однако, при этом есть возможность извлекать звук «си-бемоль» в третьей октаве не первым а вторым трельным рычагом.
Следует учитывать, что извлечение звука «си-бемоль» первым рычагом, в тональном отношении немного ниже требуемого тонального уровня, тогда как при использовании второго рычага, звучание получается немного выше нормы. Благодаря таким условиям и та и другая аппликатура имеет равные права на применение. Надо отметить особое удобство применения второго способа извлечения «си-бемоль» когда требуется исполнение при нюансе «PP» – пианиссимо (очень тихо).
Существует так называемая вспомогательная аппликатура заменяющая основную аппликатурную технологию. Эта аппликатура способствует менее качественному звучанию инструмента, однако является более удобной при исполнении сложных пассажей в быстрых темпах. Благодаря технологии применения этой аппликатуры, звуки, начиная от «ре» – третьей октавы и до «соль» третьей октавы включительно, можно исполнять простой аппликатурой соответствующей извлечению нот расположенных на квинту (пять тонов) ниже. Для этого следует осуществить «передувание» то есть более сильную подачу струи воздуха в инструмент во время извлечения звука.
Начинающий исполнитель на поперечной флейте обязан понять, что к усвоению правильного применения исполнительской аппликатуры, требуется подходить с повышенным вниманием и аккуратностью применения освоенных аппликатурных технологий.
Очень часто невинные, на первый взгляд, погрешности вызываемые небрежностью учащегося, впоследствии могут превратиться в трудно устранимые проблемы связанные с техникой применения аппликатурных комбинаций.
Такими незначительными, на первый взгляд погрешностями могут стать невнимательные действия молодого исполнителя, ведущие его к привыканию использовать нерациональную аппликатуру. Такими действиями могут быть закрытие указательным пальцем левой руки отверстия, которое находится под ним, при извлечении звуков «ми-бемоль», «ре» – второй октавы. Также, в первой октаве при извлечении звука «ми» нельзя закрывать клапан который находится под пятым пальцем правой руки.
Использование нерациональной аппликатуры, в дальнейшем, может проявиться в виде недостатков тембра звука, а самое главное, что еще труднее устранить, появляются неточности интонирования.
Учащимся игре на поперечной флейте необходимо знать и уметь применять на практике все возможные способы исполнительской аппликатуры. Этот важнейший навык всегда будет способствовать качественному исполнению любых музыкальных материалов, на протяжении всей исполнительской карьеры музыканта, обеспечивая ему возможность исполнять музыкальные произведения на высоких профессиональных уровнях исполнительского мастерства.