Трели и тремоло

Игра на флейте содержит большое количество сложностей в техническом и звуковом плане, проявляющихся во время исполнения музыкального материала как технического: гаммы, арпеджио, этюды так и художественного, при исполнении пьес, сонат, концертов и так далее.
Существуют методика игры на флейте – профессиональные рекомендации для начинающих музыкантов, которые имеют основную цель, помочь начинающим исполнителям преодолевать различные исполнительские трудности, связанные техническими и художественными параметрами музыкального исполнительства.
Во время сольного исполнения и при игре в составе оркестра, флейтисты сталкиваются с множеством трудных для воспроизведения технических приемов, которые непосредственно связаны с художественной стороной исполняемых музыкальных произведений. Одними из таких трудностей являются исполнения трелей и тремоло представляющие собой, своего рода украшения музыкальных произведений и придающих индивидуальный выразительный колорит мелодической линии воспроизводимого музыкального материала, создавая ему неповторимый индивидуальный художественный образ.
Наиболее трудно исполнение трелей в нижнем регистре флейты. Особо следует уделить внимание, при занятиях на инструменте, воспроизведению трелей в которых присутствуют три нижних звука: «до-диез» первой октавы, «до» первой октавы», «си» малой октавы. Трудность заключается в том, что «до-диез» и «до» первой октавы извлекаются за счет закрытия клапанов мизинцем правой руки, а в момент звучания ноты «до» первой октавы необходимо закрывать и клапан до диез находящийся рядом. Получается, что необходимо мизинцем правой руки закрывать сразу два клапана. Однако исполнить данную последовательность можно, но только в предельно медленном темпе, то есть, воспроизведение такой трели не возможно, так как трель – это быстрое чередование близко расположенных друг от друга звуков.
Между клапанами расположен ролик цилиндрической формы, благодаря его вращению облегчается скольжение пальца с клапана на клапан. Однако, для исполнения трели, эта деталь клапанного механизма в качестве помощницы не эффективна.
Если механика флейты не имеет клапан «си», то для извлечения звука «си» необходимо клапаны «до-диез» первой октавы и «до» первой октавы, закрыть одновременно. Руководствуясь данным условием нетрудно сделать вывод, что исполнение трели «си» первой октавы и «до-диез» первой октавы не возможно, так как необходимо придерживать клапан «до» первой октавы при этом закрывая клапаны «си», «до-диез», и «до».
Следует все же учитывать, что трель «си» – «до» первой октавы возможно но, опять же в очень медленном темпе.
Флейты любой конструкции не позволяют осуществлять трели состоящие из нот: «до-диез» – «ре-диез», потому, что для этого потребовалось бы последовательно закрывать клапаны «до-диез» и «ре-диез» первой октавы мизинцем правой руки.
Исполнение остальных комбинаций трелей выполнимо и, при этом, является довольно удобным для воспроизведения. Если же инструмент имеет специальные клапаны для исполнения трелей, игра целого ряда таких украшений, состоящих из тона и полутона, является очень удобной для музыканта.
Музыкант должен знать, что при увеличении тонового расстояния, то есть увеличении интервального расстояния между звуками составляющими интервал, исполнение трели становится более сложным для исполнения для примера можно привести тремоло состоящее из интервала терции (три тона) и больше, то есть кварта (четыре тона), квинта (пять тонов) и так далее.