f.urokimusic.ru Вибрато

Очень важное, даже, пожалуй, обязательное значение, для исполнителя на поперечной флейте, имеет его умение правильно осуществлять вибрато при звуковом извлечении. Этот звуковой исполнительский эффект представляет собою пульсирующее колебание выдоха без существенного изменения высоты звука. Качественное вибрато на духовых музыкальных инструментах, в том числе и поперечной флейте, хорошо воспринимается на слух посредством применения пульсирующего выдоха, имеющего умеренную частоту. Если осуществлять вибрато с высокой частотой звукового колебания, тогда общее восприятие исполняемого музыкального произведения будет производить откровенно неприятное впечатление, больше ассоциирующимся с банальным дребезжанием. Опять же, если производить слишком медленную пульсацию, такая технология вибрато придаст звуку неустойчивость и интонационную неопределенность. Прежде всего, для получения приятного на слух умеренного вибрато, исполнитель должен обладать хорошим вкусом и периодически выполнять специальные упражнения для усвоения, развития и профессионального применения этой важной звуковой краски.
Техническая природа осуществления вибрато на флейте основана на периодическом сужении и расширении голосовой щели во время исполнительского выдоха. Есть музыканты, обладающие природной способностью к достижению этого эффекта. Соответственно, развитие и техничное применение вибрато не представляет для них особых трудностей, а порой воспроизводится благодаря музыкальному исполнительскому вкусу на уровне интуиции.
Приступать к  работе над развитием исполнительской техники вибрато начинающему исполнителю на деревянном духовом инструменте необходимо с непосредственного объяснения учащемуся самой сути механизма получения данной технологии. Затем нужен обязательный демонстрационный показ применения вибрато. После того, как учащийся теоретически усвоит суть и технологию применения исполнительского эффекта вибрато, можно перейти к непосредственным упражнениям. Для таких упражнений лучше всего подходят произведения выразительной кантилены. Например, очень удобно использовать пьесу Сен-Санса «Лебедь» или другие аналогичные музыкальные произведения. Желательно послушать звучание вибрато в исполнении профессиональных мастеров, которые предельно качественно владеют этой техникой исполнения.
Начинающему исполнителю важно уяснить, что главным недостатком при использовании техники вибрато является отсутствие чувства меры при его применении. Необходимо обладать хорошим музыкальным вкусом. К примеру, при оркестровом исполнении аккордовых звуков применение выделяющегося из общего звучания вибрато является крайне негативным показателем исполнительского уровня. Такое случается в результате плохого музыкально-эстетического воспитания во время обучения. С этим недостатком необходимо бороться, исполнитель обязан проникнуться мыслью о неуместности беспрерывного назойливо вибрирующего звука.
Следует уделять особое внимание работе над верхним регистром флейты. Это вызвано тем, что добиться чистоты и мягкости звуков верхнего регистра очень сложно, и требует от музыканта сосредоточенного внимания при занятиях на инструменте. Самые большие трудности представляет филировка высоких звуков флейты. Для этого необходима развитая мускулатура губ и способность исполнителя к точной смене губного напряжения при исполнении музыкальных произведений.
Эффективные результаты для того, чтобы звуки флейты приобрели чистоту своего звучания, обеспечивают упражнения в исполнении на legato (связно) широких интервалов, к примеру: до первой октавы – ми бемоль третьей октавы; до-диез первой октавы – ми третьей октавы; ре первой октавы – фа третьей октавы; ми-бемоль первой октавы – соль-бемоль третьей октавы и так далее до ноты «до» четвертой октавы, потом в обратном таком же хроматическом порядке. При исполнении данного упражнения, полезно играть, начиная с громкого звучания «forte» (нижний звук) и нюансировать верхний звук, доводя его до очень тихого звучания «pianissimo». Все эти упражнения, предназначенные для развития звука и вибрато, необходимо исполнять в крайне медленном темпе для того, чтобы следить за точностью интонации и тембровым звучанием инструмента. При этом для себя надо твердо уяснить, что только безграничная настойчивость, систематичность, исполнительское упорство в полной мере вознаграждаются в виде эффективного повышения уровня исполнительского мастерства и помогут освоить данный деревянный духовой инструмент.