f.urokimusic.ru Важные правила для начинающих флейтистов

Игра на флейте

Игра на флейте на начальном этапе обучения имеет несколько важнейших, профессиональных правил. Эти правила скорее можно назвать законами, которые необходимо соблюдать, даже когда вы достигаете какого-то уже значимого уровня как исполнитель на музыкальном духовом инструменте.
Необходимо неукоснительно придерживаться этих законов, во время своих учебных занятий, воспринимая уроки флейты, как непременные условия для достижения профессионального владения инструментом. Соответственно, этим самым будет обеспечен не только ваш профессиональный рост, как исполнителя, но и, что не менее важно, будет расширяться уже достигнутый вами исполнительский уровень. Эту рекомендацию, следует пояснить. По своей сути, рост исполнительского мастерства, практически не имеет границ, все зависит от природного таланта исполнителя и, что самое главное, от трудолюбия музыканта. Этого, как правило, при условии регулярного режима игры на флейте, достигнуть не сложно. Если выразиться более точно, то занятия на инструменте необходимо возвести в ранг регулярного, ежедневного учебного процесса. Исполнитель на любом музыкальном инструменте только тогда получает право называться настоящим профессионалом, когда занятия на любимом инструменте становятся необходимой потребностью на подсознательном уровне самого музыканта. Только при данном подходе к игре на флейте можно достигнуть ощутимого результата. Эффект от такого отношения к учебному процессу не заставит себя ждать и проявится в следующем: звуки флейты приобретут свои естественные качества в полноте и насыщенности своего тембрового звучания. Увеличится время, когда музыкант может заниматься на инструменте, не чувствуя при этом физической усталости. При этом отступает самая главная помеха для любого начинающего исполнителя-флейтиста: перестает кружиться голова. Это объясняется просто. Организм исполнителя тренируется, дыхательный аппарат музыканта, становится более мощным. Чтобы объяснить это явление понятным языком, можно провести простую аналогию. Также как профессиональным спортсменам необходимы ежедневные физические упражнения, так и музыканту необходимы ежедневные занятия. Это важно не только для повышения профессионального мастерства, но и для элементарного повышения уровня исполнительской выносливости.
Для того, чтобы ваши занятия проходили с максимальной результативностью, следует отметить основные недостатки начинающих исполнителей на поперечной флейте:
1. Самым основным недостатком, который необходимо исключить, как только вы приступаете к игре на флейте, является неверное положение мундштука инструмента на губах исполнителя. Как правило, на начальном этапе учащийся прижимает значительную часть нижней губы мундштуком. Однако вместо этого необходимо держать головку флейты под нижней губой.
2. Существует очень некрасивая привычка у начинающих музыкантов, которые пытаются отыскать отверстие в головке флейты языком. Помимо того, что эта привычка ужасна с эстетической точки зрения, она к тому же абсолютно бесполезна.
3. Очень часто, начинающие флейтисты опускают конец флейты вниз, при этом музыкантом усваивается постановка, при которой флейта расположена под углом по отношению к губам. Иногда этот угол бывает очень значительным. Такая постановка не способствует чистоте звука, а самому исполнителю придает некрасивый вид. При этом возникает недопустимая для самого музыканта проблема: очень быстро утомляется шея. При игре на флейте, инструмент должен быть расположен параллельно полу.
4. Во время игры, нельзя высоко поднимать пальцы, а свободные от игры нельзя держать оттопыренными. Это является существенным недостатком, который значительно препятствует технике исполнения на поперечной флейте и очень портит внешний облик самого исполнителя.
5. Зачастую, у начинающих флейтистов часть воздуха при выдохе выходит через нос. При этом происходит бесполезная потеря запасов воздуха. За этим исполнитель должен следить самостоятельно: не допускать присутствия данного недостатка, осуществляя непосредственный самоконтроль за своим дыхательным процессом. Корректировка данной проблемы позволяет значительно увеличит период игры на одном дыхании. Следует особо отметить, что даже осуществляя правильную подачу воздуха во время игры на флейте, холостая потеря воздушного запаса при игре на инструменте довольно значительна. Последняя проблема уже не устранима и не должна восприниматься как недостаток, так как является технологическим принципом непосредственного извлечения звука при игре на поперечной флейте.
Для устранения, а самое главное предупреждения перечисленных недостатков, необходим внимательный контроль со стороны педагога и самостоятельный контроль непосредственно самого учащегося.
Занятия на музыкальном духовом инструменте, называющемся поперечная флейта, требуют скорректированного графика занятий, по которому надо начинать процесс освоения инструмента:
1) заниматься игрой на флейте надо три раза в день;
2) продолжительность каждого занятия не должна превышать 20 минут;
3) ноты для флейты должны быть расположены на специальной подставке, которая называется «пюпитр». Высота пюпитра должна быть установлена таким образом, чтобы нотный сборник располагался на уровне глаз музыканта. Это необходимо для сохранения осанки непосредственно самого исполнителя;
4) мелодии для флейты на начальном этапе обучения должны быть медленного темпа. В нотных сборниках такие музыкальные произведения имеют специальные обозначения, которые обычно расположены в верхней части нотного листа слева от названия самого произведения. Эти обозначения определяют в каком темпе и в какой манере необходимо исполнять выбранное музыкальное произведение.
Это такие обозначения как: «Molto» – медленно, «Cantabile» – певуче, «Moderato» – умеренно и тому подобные темпы.
Основной задачей начального этапа обучения игре на флейте, является достижение ровного, уверенного звучания инструмента. Для этого существуют специальные педагогические технологии, осваивать которые необходимо лучше всего под наблюдением профессионального наставника.