f.urokimusic.ru Строй флейты

stock-photo-133537-gypsy-music

В большом симфоническом оркестре используются: большая флейта и флейта пикколо, которые имеют строй «С» — (до).
В духовом оркестре, кроме флейты строя «С» используются флейты имеющие строй флейты «Des» (ре-бемоль). Основным отличием этого строя флейты является то, что при идентичной аппликатуре (расположение пальцев на клапанах инструмента) каждый тон имеет звучание малой секундой (пол тона) выше, относительно флейты имеющей строй флейты «С» (до). То есть происходит следующее: вместо тона «С», звучит тон «Des» (ре-бемоль).
Нотный текст, для инструментов, имеющих звучание на пол тона выше, требуется писать на пол тона ниже. В данном случае вместо ноты «до» надо писать ноту «си». Это вызвано общей настройкой флейты строя (ре-бемоль). Если музыкальное произведение звучит в тональности C-dur (до мажор), значит ноты для флейты, имеющей строй Des (ре-бемоль) должны быть написаны в тональности H-dur (си мажор), так как если ноты для флейты строй des написать в тональности C-dur (до-мажор), то оркестровая партия флейты потеряет соответствие общему строю оркестра.
Существуют флейты: альтовая и басовая.
Альтовая флейта имеет строй G (соль). 
Басовая флейта имеет строй С (до).
Басовую флейту также называют «альбизон» по имени ее изобретателя из города Милана (Италия) А. Альбизи. Басовая флейта звучит на октаву ниже, чем большая поперечная флейта имеющая строй «С» (до).
Существуют виды флейт второстепенного значения. Такие флейты называют мундштучными. Мундштучные флейты, носящие названия «окарина», «лотосовая», «турнерская» — это двойные флейты. «Турнерская» флейта применялась в немецкой пехоте для подачи командных сигналов войскам, во время боевых действий.
В оркестровой практике иногда используется инструмент называющийся «флажолет», он имеет вид мундштучной флейты и обладает диапазоном, звучащим на октаву выше, чем звучит поперечная флейта строя «С» (до). «Флажолет» является аналогом флейты «пикколо».
Исполнитель – флейтист, претендующий на звание профессионала – исполнителя, обязан в полной мере обладать знаниями о музыкальном строе своего инструмента. Эти знания необходимы для исполнительского творчества, в составе любого музыкального коллектива, состав которого требует наличие того или иного вида флейты.