f.urokimusic.ru строй флейты

stroj-flejty

В составе большого симфонического оркестра используется большая поперечная флейта и флейта пикколо, имеющие строй С (до). В составе духовых оркестров также используют большие и малые флейты имеющие настройку в Des (ре-бемоль). Это значит то, что при одинаковой аппликатуре (положении пальцев) каждый тон этих инструментов имеет звучание на малую секунду выше, по сравнению с флейтой, настроенной в С. То есть вместо тона до звучит тон ре-бемоль. В связи с этим, ноты для инструментов, звучащих на указанный интервал выше, необходимо писать на тот же интервал ниже. В виду этого в данном случае надо писать h (си) вместо с (до). Соответственно, если музыкальное произведение должно звучать в тональности до-мажор, то для флейты, настроенной в тональности ре-бемоль мажор, ноты должны быть написаны в тональности си мажор. Если написать ноты в тональности До мажор, то благодаря строю инструмента, музыкальное произведение будет звучать фактически в тональности ре-бемоль  мажор и оркестровая партия флейты не будет соответствовать общему строю оркестра.
Кроме указанных выше большой поперечной флейты и флейты пикколо, существуют такие инструменты, как альтовая флейта имеющая строй G (соль мажор) и басовая флейта, настроенная в тональности С (до-мажор) Басовую флейту называют также а C-dur альбизифон (albisifon) по имени ее изобретателя итальянца из города Милана А.Альбизи. Строй флейты звучит на октаву ниже, чем у большой поперечной.
Так же существуют второстепенные виды, являющиеся разновидностями мундштучной флейты. Это такие инструменты, как, например, двойные флейты окарина, флейта лотосовая и флейта турнерская (это маленькая флейта, применяющаяся в немецкой пехоте).
Иногда, в исполнительской оркестровой практике, применяется флейтовый инструмент, так называемый флажолет (flageolet). Этот инструмент имеет форму мундштучной флейты и звучит на октаву выше, чем поперечная флейта, следовательно, является аналогом флейты пикколо.
Музыкант, претендующий на звание профессионального исполнителя, обязан в полной мере владеть знаниями относительно музыкального строя флейты, чтобы иметь возможность правильно осуществлять игру в составе духового или симфонического оркестра.