f.urokimusic.ru развитие красивого звучания на поперечной флейте

Мелодии для флейты

Для начинающего исполнителя на поперечной флейте, поставившего перед собой цель достигнуть уровня профессионального исполнительского мастерства, одной из самых главных задач требующих первостепенного решения является развитие красивого звучания инструмента.
Основной характеристикой, красоты звука мелодии для флейты является его полнота и мягкость, кристальная тембровая чистота. Чтобы достигнуть таких звуковых качеств, учащийся должен устранить непременное присутствие в начальной стадии обучения шипящих призвуков. Безусловен факт, что у начинающего флейтиста не может появиться полностью отвечающий всем перечисленным выше качествам звук.
Как правило, с первых же уроков у учащегося можно определить наличие или отсутствие данных для развития способности качественного звукового извлечения. Точно так же, как красивый голос вокалиста является врожденной способностью, способность музыканта воспроизводить ласкающие слух звуки мелодии для флейты является талантом, данным самой природой. Однако такая способность все равно непременно требует систематического развития при условии правильного подхода к непосредственному учебному процессу.
С первых уроков необходимо следить, чтобы учащийся привыкал к правильному положению губ по отношению к отверстию в головке флейты. Ни в коем случае нельзя допускать прижимания к  инструменту нижней губы. Она должна располагаться так, чтобы отверстие в головке было закрыто ею примерно на 2/5. Губы не должны быть чрезмерно напряжены. Усилие должно быть достаточным лишь для формирования небольшой щели для подачи воздуха с целью образования звука. При этом существует важнейший фактор. Бывает так, что при наличии идеальных музыкальных данных начинающего исполнителя, все попытки достичь приемлемого звучания инструмента не достигают положительного результата. В этом определяющую роль играет природное строение губ учащегося. В таком случае, если физические данные не полностью соответствуют профессиональным требованиям, необходимым для обучения на поперечной флейте, целесообразно выбрать другой инструмент, для которого строение губ начинающего музыканта окажется более подходящим.
Для развития звука первые упражнения должны осуществляться в пределах первой октавы и сочетаться с освоением аппликатуры. Такие упражнения разучиваются без нот. Изначально надо определить, какие отверстия инструмента должны быть закрыты, как расположить губы на мундштуке, как правильно подавать воздух. Самое главное, с первых же уроков необходимо особенно тщательно уделять внимание качеству звука мелодии для флейты.
Освоение всего диапазона инструмента должно быть медленным, а самое главное – последовательным. Преждевременное, нелогичное стремление овладеть звуками в разных регистрах сказывается крайне отрицательно на качестве звука. Учащийся должен усвоить на уровне слухового подсознания приемлемое качество звучания всего диапазона инструмента и добиваться тембровой идентичности нижнего и верхнего регистров.
Достигаются хорошие результаты, если не ограничиваться отдельными звуками и упражнениями, а брать для исполнительского разбора мелодии для флейты, к примеру, мотивы народных песен медленного темпа, соответствующего уровню технической подготовленности учащегося.
При этом большое значение имеете фортепианное сопровождение, а еще лучше, если есть возможность, участие в ансамбле, что способствует развитию музыкальности исполнителя, пробуждает эстетические чувства, а в итоге, оказывает положительное влияние на культуру звучания инструмента. Для получения красивого звука, учащийся должен определить для себя, с учетом личных физических данных, оптимальное положение своих губ на головке флейты. Как правило, при звуковом извлечении исполнитель должен чувствовать во рту звуковую вибрацию, исходящую из инструмента и, при необходимости, посредством своей ротовой полости, гортани и исполнительского дыхания, уметь менять качество звука для нужной выразительной нюансировки исполняемого произведения, которая была изначально заложена композитором при создании своего творения.
Чтобы эффективно достигать положительных результатов при освоении инструмента, необходимы систематические, четко спланированные, ежедневные занятия, основной целью которых, прежде всего, должно быть достижение естественной красоты звучания мелодии для флейты, чтобы звуки стали голосом красноречивого рассказчика, ведающего слушателю увлекательную, завораживающую историю.