f.urokimusic.ru Перманентное дыхание.

308067_emerson

Перманентное дыхание – это мгновенный вдох. Исполнители, которые не владеют искусством перманентного дыхания, периодически испытывают трудности, во время исполнения музыкальных произведений, связанные с нехваткой воздуха в легких исполнителя. Профессиональный музыкант, слушая чье-то исполнение со стороны, непременно определит по качеству звучаний инструмента, когда уровень запаса воздуха в легких исполнителя достаточен, а когда находится на исходе. Техника быстрого вдоха обеспечивает исполнителю возможность более эффективно исполнять сложные музыкальные произведения.
К освоению техники перманентного дыхания можно приступать только после того, как учащийся освоит основные, главные принципы осуществления исполнительского вдоха и выдоха.
Освоение технологии осуществления перманентного дыхательного процесса можно разделить на три этапа:
1)Осуществлять правильную исполнительскую постановку, т.е. принимать правильное положение корпуса (тела) во время исполнения на флейте музыкального материала.
2)Проведение работы над осуществлением правильного звуковедения.
3)Работа над правильной исполнительской функциональностью диафрагмы исполнителя.
Главное условие осуществления свободного обновления воздуха во время исполнения музыкального материала заключается в том, чтобы исполнитель смог самостоятельно определить и принять правильную исполнительскую позицию.
Для этого требуется, без инструмента, произвести вдох и выдох, принимая различный наклон головы:
1).Произвести обычный вдох при свободном проникновении воздуха в легкие.
2).Осуществление вдоха через нос и частично через свободные углы щели между губами.
Такое упражнение следует осуществлять при идеально ровном положении корпуса, определив наиболее благоприятную позицию для свободного набора воздуха. Отработав необходимый навык для осуществления исполнительского дыхательного процесса, следует перейти к следующему этапу. Этот этап состоит из двух исполнительских приемов:
1).Воспроизведение звука от начала до конца выполняется при равномерном, интенсивном выдохе;
2).Воспроизведение звука при постепенном усилении,
3).Воспроизведение звука при постепенном угасании,
4).После интенсивного начала звук как бы входит в другую стадию. При этом исполнитель должен осуществлять личную подачу воздуха для поддержания колебаний звуковых волн в корпусе инструмента. При таком исполнительском приеме, столб воздушного колебания в корпусе инструмента и воздушный столб в дыхательном аппарате исполнителя объединяются. При этом в звучании флейты не должно чувствоваться физического напряжения со стороны исполнителя. Применяя данную технологию, исполнитель значительно уменьшает расход запасов воздуха, сводя его к минимальному уровню. При этом соответственно, образуется рациональный способ расхода воздушного запаса исполнителя. Чтобы осуществить образование этого эффекта, требуется сделать следующие действия:
1.Взять любой звук в наиболее удобном регистре при нюансе mf (умеренно громко).
2.При интенсивном выдохе сохранять силу звука на одном уровне.
3.напор выдыхаемой струи воздуха сократить вдвойне. При этом диафрагма должна не опускаться. Как при обычном обеспечении опоры звукоизвлечения, а двигаться в обратном направлении вверх.
Следует понять и прочувствовать, что при активизации диафрагмы, во время извлечения звука, заметно улучшается качество звучания инструмента при исполнении акцентированных звуков и становиться более выразительной филигранная нюансировка во время исполнения диминуэндо (затихания звука). В данном исполнительском приеме, диафрагма как бы выполняет роль языка.
Активировать диафрагму возможно без инструмента. Для этого достаточно поднести свою ладонь к губам, чтобы почувствовать силу напора выдыхаемой струи воздуха, следя за её стабильностью, посредством ощущений на ладони.
Дополнительная интенсивность выдоха при находящейся в активном состоянии диафрагме. Обеспечивает применение различных штрихов с контрастными динамическими оттенками, такими как: акцентирование звуков при затихании звука (диминуэндо), исполнение акцентированных звуков в случае исполнения ферматы (растянутого звучания ноты).
После того, как учащийся добьется независимой способности осуществлять работу диафрагмы, то есть её способности быстро расслабляться для осуществления дыхательного процесса, можно начинать овладевать приемом мгновенного вдоха, что обеспечит исполнителю возможность достижения высокого профессионального уровня при исполнении музыкальных произведений.
Исполнитель на поперечной флейте должен знать и чувствовать необходимую норму воздуха, требующегося для должного исполнения той или иной фразы или предложения.
Существует особое профессиональное условие: чем длиннее выдержан звук, тем больше времени необходимо для наполнения легких воздухом.
Как правило, исполнитель попадает в затруднительное положение в двух случаях:
1).Взят слишком большой запас воздуха;
2).Запас воздуха иссякает.
В том и в другом случае звучание инструмента становится менее управляемым.
Для эффективного осуществления технологии применения перманентного дыхания (быстрого вдоха), необходимо определить наиболее рациональный момент для набора воздуха, для незаметного осуществления быстрого вдоха. Как только исполнитель на поперечной флейте достигает способности применения этой техники, полноценное извлечение сочного звука и применения нюансировки, прекращает для музыканта возникновение перед ним трудностей, при исполнении художественных музыкальных произведений любого уровня сложности