f.urokimusic.ru история флейты

Поперечная флейта

В стародавние времена поперечная флейта изначально была сугубо народным инструментом широко распространенным среди бродячих музыкантов. Существует очень древний рисунок поперечной флейты, ее изображение встречается на картине находящейся в Киевском Софийском соборе. Этот собор ведет свое летоисчисление с одиннадцатого века нашей эры. По этому рисунку мы узнаем, что в те древние времена игру на поперечной флейте осуществляли при постановке инструмента в противоположную сторону по сравнению с современной постановочной позицией. То есть корпус инструмента находился слева от исполнителя. Изначально, флейта изготовлялась из цельного куска дерева. Спустя целое столетие, примерно во второй половине двенадцатого века, конструкция флейты насчитывала уже три составных части и даже имела один клапан. Позднее цилиндрическая форма инструмента была изменена на обратноконическую.
Во времена И. С. Баха поперечная флейта укрепила свои позиции и, наконец, была окончательно утверждена, заменив мундштучную флейту. По прошествии еще одного столетия, в восемнадцатом веке конструкция механизма флейты была оснащена дополнительными клапанами, однако нежный звук инструмента продолжал теряться при оркестровом исполнении музыкальных произведений. Основной причиной этого недостатка флейты являлось то, что отверстия в инструменте сверлили скошено, чтобы они соответствовали растяжению пальцев рук. Помимо этого, сами отверстия были намного меньше, чем того требовали законы физики.
Эти недостатки заставили основательно задуматься флейтиста мюнхенской придворной капеллы, Теобальда Бема. Музыкантом была разработана совершенно новая система механики инструмента. Благодаря его реформаторским нововведениям флейта основательно утвердила за собой место в группе деревянных духовых инструментов, которая входит в состав современного оркестра.
Окончательное закрепление позиций флейты в классическом составе оркестра было утверждено в 1846-1847 годах. Теобальдом Бемом были скорректированы точные размеры величины и соотносительной удаленности отверстий. Так же инструменту была возвращена первоначальная цилиндрическая форма. Механика флейты приобрела тарелкообразные клапаны для закрытия отверстий. Они были оснащены специальными рычагами, посредством которых автоматически закрываются вспомогательные клапаны. Благодаря технической реконструкции флейта приобрела чистоту интонации, яркий и сильный звук, ровность тембрового звучания отдельных регистров.
Теобальд Бем подарил музыкальному миру инструмент, обладающий неповторимым голосом, благодаря которому звуковая палитра оркестра получила яркий оттенок. Поперечная флейта своей тембральной окраской дает музыкальным произведениям возможность донести до слушателя задуманный композитором характер при создании музыкального образа.