f.urokimusic.ru гаммы и арпеджио

flejta-instrument

Работу над гаммами и арпеджио исполнителю требуется проводить систематически. Необходимо в свои ежедневные занятия на флейте – инструменте не простом каждый раз включать работу над гаммами и арпеджио постоянно повышая качество их исполнения. При этом необходимо добиваться идеально ритмичного исполнения, точной интонации звуков, ровного звучания всего диапазона флейты. Важно выработать четкую координацию движения губ, пальцев и языка. Внимательно контролировать звуковые переходы, добиваясь легкости исполнительского процесса. 
Существуют определенные законы для исполнения гамм и арпеджио. Работу следует проводить в следующем порядке:
а) мажорная гамма – (вверх-вниз):
Работа при исполнении мажорного арпеджио:
1. Мажорное трезвучие (вверх-вниз).
2. Мажорное трезвучие в обращениях (вверх-вниз).
3. Ломанное мажорное трезвучие (вверх-вниз).
4. Доминантсептаккорд в данной тональности (вверх-вниз).
5. Обращения доминантсептаккорда (вверх-вниз).
б) параллельная мажору минорная гамма должна исполняться в гармоническом и мелодическом ладу– вверх-вниз:
Работа при исполнении минорного арпеджио:
8. Минорное трезвучие (вверх-вниз).
9. Минорное трезвучие в обращениях (вверх-вниз).
10. Ломанное минорное трезвучие (вверх-вниз).
11. Уменьшенный минорный септаккорд (вверх-вниз).
12. Уменьшенный минорный септаккорд в обращениях (вверх-вниз).
Основной задачей такой последовательности является повышение эффективности учебного процесса путем продвижения от простого к сложному. Такая технология позволяет объединить процесс работы над гаммами и арпеджио определенной тональности в единый комплекс. А так же способствует эффективному развитию исполнительской техники, параллельно развивая у музыканта чувство гармонического лада, на уровне подсознания, что особенно важно. Предлагаемая последовательность наиболее рациональна, несмотря на то, что существует множество других способов исполнения данных упражнений для флейты инструмента. К примеру, начинающему музыканту возможно исполнение описанного порядка работы в упрощенном виде, а именно, исполнение септаккордов отложить до того времени, когда учащийся достигнет необходимого уровня исполнительского мастерства.
К исполнению гамм и арпеджио для поперечной флейты – инструмента Орфея, начинающему музыканту следует приступать в рамках одной октавы. Однако, по мере овладения техническими возможностями, необходимо постепенно увеличивать диапазон исполнения. При этом, стараясь расширить его до максимально возможного уровня, насколько позволяют конструктивные особенности поперечной флейты.
Прежде всего, при исполнении гамм нельзя забывать, что гамма – это звуки лада, расположенные в строгом порядке от основного звука тональности, находящейся в нижнем регистре инструмента, до тонического звука, находящегося в доступном для исполнителя верхнем регистре. Важно, чтобы учащийся при исполнении гаммы следил за длительностью звуков, которые должны иметь предельно одинаковую продолжительность. Крайне важно внимательно следить за метроритмическим рисунком гаммы, так как она должна начинаться и заканчиваться на сильной тактовой доле.
Наиболее важной особенностью исполнения гамм и арпеджио считается умелое использование штрихов, таких как стаккато (четко раздельно), легато (связано, плавно) и необходимо правильное применение исполнительской аппликатуры. Различные штрихи придают яркое разнообразие звучанию инструмента при исполнении музыкального произведения, а применение разнообразной аппликатуры в значительной степени упрощает учащемуся работу над техническими трудностями и позволяет достичь максимальной интонационной чистоты звука
Неуклонное следование данным рекомендациям в значительной степени ускоряет продвижение начинающего музыканта к профессиональным уровням исполнительского мастерства.