f.urokimusic.ru что такое исполнительские штрихи и как с ними работать

shtrihi

Музыкальные штрихи имеют важнейшее значение, так как являются одним из основных выразительных средств. К сожалению, очень часто многие исполнители не уделяют особого внимания развитию качества штрихов при исполнении музыкальных произведений во время уроков игры на флейте. Следует отметить крайнюю скупость авторских обозначений в нотной литературе. В основном, они ограничиваются наличием лиг над нотами. Штриховое обозначение «лига» указывает музыканту, что исполнение мелодии должно осуществляться плавно и слитно. Однако таких обозначений крайне не достаточно, так как игра на флейте включает в себя большое разнообразие исполнительских оттенков. Профессиональный флейтист может вполне достойно поспорить с тем же скрипачом в плане блестящего разнообразия исполнительских штрихов. Талантливый, хорошо обученный флейтист при помощи исполнительского языка, имеет большие возможности для передачи богатой палитры музыкальных оттенков при исполнении плавно связанных и отрывистых звуков.
Освоение штрихов при музыкальном исполнении необходимо начинать буквально с первых же уроков игры на флейте. Очень важно, чтобы учащийся мог как можно скорее проникнуться сознанием того, что владение способностью применять различные штрихи при исполнении музыкальных произведений, является неотъемлемым показателем уровня профессионализма музыканта.
Прежде всего, надо усвоить самый важный исполнительский прием. Начало звука должно быть определенным и ясным. Для этого надо, чтобы язык занял исходное положение, аналогичное для произнесения буквы «т». В это время в легких должно создаваться необходимое напряжение так, чтобы воздух попадал в инструмент после того, как язык как бы приготовленный к произнесению буквы «т», резко отдергивался назад.
Некоторые исполнители, осуществляют данный прием начала звука посредством закрывания языком щели между губами. Это возможно, но такое извлечение нельзя считать удачным потому, что при этом языку приходится испытывать большую нагрузку. А самое главное, то требуется для такой техники исполнения – это больше времени, так как расстояние для движения языка увеличивается, в отличие от описанного первого способа. Такая техника мало эффективна при исполнении музыкальных произведений, имеющих быстрые темпы.
Чтобы более понятно объяснить основные исполнительские приемы для начального или отрывистого звучания, достаточно сказать, что движение языка, во время исполнения таких звуков должно быть таким же, как при произнесении согласных букв: «т», «к», «д».
Уроки игры на флейте предусматривают графические изображения, отображающие в нотах, каким штрихом следует исполнять произведение: 1) ноты без лиги над ними; 
2) ноты с черточками или точками под каждой; 
3) точки или черточки под лигой. 
Существует способ исполнения, когда над нотами нет ни лиги, ни черточек, ни точек. Такой способ исполнения называется detache. При таком обозначении штриха, звуки исполняются раздельно, однако их длительность не укорачивается.
При исполнении staccato, которое обозначается точками над нотами, длительность звуков сокращается посредством движения языка, перекрывающего в необходимом темпе подачу воздуха в инструмент. Штрих staccato (четко коротко) должен напоминать при исполнении короткие уколы
Существует штриховое обозначение, когда над нотами стоят точки или черточки под лигой. Такой штрих называется portamento. Его исполнение осуществляется мягкими движениями языка, которые отделяют звуки один от другого, но без пауз, как бы мягко обозначая начало каждого звука при общем слитном звучании.
Проходя уроки игры на флейте, следует уделить особое внимание приему, который называют «двойное staccato». При исполнении такой техники подача воздуха в инструмент перекрывается поочередно – в начале кончиком языка, а потом задней его частью. Для осуществления такого исполнительского приема, исполнитель должен чередовать движения языка, как при произношении согласных: «тк», «кт». При этом необходимо учитывать, что вторая согласная только подготавливается, но не произносится. При такой технике исполнения, отрывистый звук, исполняемый со штрихом staccato, появляется только тогда, когда язык исполнителя совершает движение в позицию для произнесения согласных т-к и на оборот к-т. В общем, для наглядного примера, исполнение двойного staccato, имеет такую технологию: «тк-тк-тк». Движения языка, при этом должны быть быстрыми и четкими, чтобы штрих staccato был острее, короче и ярче. Начинать работу над освоением штриха двойного стаккато можно примерно со второго, а то и с третьего года обучения, предварительно в совершенстве овладев основными приемами исполнения штрихов. 
Ученик, берущий уроки игры на флейте  изначально должен понять, что овладеть технологиями штрихового исполнения возможно путем ежедневной, настойчивой и продолжительной работы. Только благодаря такому подходу к своему учебному процессу музыкант сможет приобрести профессиональный навык применения всей выразительной палитры для выразительного исполнения музыкальных произведений.