Читка нот с листа

инструментальная флейта

Инструментальная музыка и читка нот с листа, по своей сути, это два тесно взаимосвязанных понятия.
Исполнитель на поперечной флейте, непременно должен обладать хорошим навыком читки нот. Это значит, что впервые увиденный нотный текст, флейтист обязан уметь исполнить с первого раза, без предварительного разбора так, как должна звучать записанная нотами мелодия. Причем исполнение должно быть таким, каким оно может быть, если бы музыкант уже проделывал работу над данным музыкальным произведением.
Учитывая, что флейта является очень виртуозным инструментом, в виду того, что музыкальные материалы для этого инструмента, в основной своей массе, содержат большой объем различных пассажей, то есть групп нот требующих воспроизведения в очень быстрых темпах.
Навык исполнителя читать нотный текст с листа, имеет возможность достигнуть должного уровня мастерства при условии, что молодой исполнитель, как можно раньше приступит к выполнению данной исполнительской задачи. Этому наиболее эффективно способствует игра в составе оркестра. Исполнительская деятельность в составе музыкального коллектива, наиболее плодотворно развивает у музыканта исполнительское чувство ансамбля. В свою очередь, способность чувствовать ансамбль, при исполнении музыкальных произведений, также очень благоприятно сказывается на развитии способности читать нотный текст с листа.
Только регулярные, хорошо спланированные занятия молодого музыканта, как самостоятельные, так и осуществляемые в составе музыкального коллектива (оркестре, ансамбле), будут способствовать наиболее интенсивному развитию этого важнейшего навыка у исполнителя на поперечной флейте.
В работе над развитием этого навыка существует главная задача, требующая развития ассоциативного рефлекса состоящего из визуального восприятия написанной на нотном стане ноты провоцирующей исполнителя к моментальному извлечению данного звука на флейте. При этом очень важно правильное применение исполнительского дыхания, которое должно производиться с определенной силой и необходимым качеством соответствующим требуемому по ходу исполнения музыкального произведения условию. То есть так, как было задумано автором исполняемого музыкального материала. Кроме того, при этом, требуется точное воспроизведение ритмического рисунка, определяемого длительностями нот, которыми написана та или иная мелодия в нотном тексте.
При всем этом, реакция исполнительской мускулатуры лица музыканта, должна быть мгновенной, то есть корректироваться, на уровне рефлекса, способствуя сохранению правильной исполнительской постановки губ на головке флейты. Смену аппликатуры требуется производить четко и быстро.
Способность читать нотный текст с листа, может быть обеспечена только за счет постоянной работы, заключающейся в исполнении незнакомого музыкального материала. При этом темп исполнения должен быть очень медленным. Только при таком подходе к работе, можно достичь положительного результата.
Для читки нот с листа, очень большое значение, имеет зрительная память. То есть, при концентрации внимания на нотном тексте, в момент его исполнения, взгляд музыканта, фиксируя в памяти исполняемый отрезок мелодического построения, должен постоянно и сразу перемещать концентрацию внимания немного вперед по нотному тексту. Задерживаться там до того мгновения, когда игра исполняемого произведения дойдет до данного отрывка и так далее, по такому же принципу, до самого финала исполняемого произведения.
Работа над совершенствованием данной способности, является очень продолжительной, требуя большого навыка, приобретаемого путем непременного осуществления ежедневных занятий, в план которых должна быть обязательно включена работа по исполнению нотного текста с листа.
При этом большое значение имеют природные данные музыканта. Руководствуясь этими профессиональными показателями, надо, соответственно способностям исполнителя, отводить на данную работу соответствующий период времени. Чем труднее происходит приобретение данного навыка, тем больше времени требуется уделять занятиям обеспечивающим развитие способности читать нотный текст, впервые увиденной графической записи музыкального произведения.